Мане Эдуар (Manet Eduar)
(1832-1883), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у
Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил
Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х
годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника
оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В
работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных
человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с
романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей д'Орсэ,
Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане
стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим
образом внести в известные классические композиции изображение современного
человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей д'Орсэ). В 1860-е годы
Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора
Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к
современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из
будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней
значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей
д'Орсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке
портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей д'Орсэ, портрет Берты Моризо, 1872).
Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из
основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром
Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов,
напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной
пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши
Латюиль”, 1879).
Многим произведениям Мане свойственны
импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции,
светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных
искусств, Турне). В то же время
Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает
предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной
социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности,
призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из
последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда,
Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета,
расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода
исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876,
Музей д'Орсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883,
Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер
офорта и литографии.
Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во
многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного
искусства.